Право на юбилей

Алтайскому телевидению - 60 лет
60 лет назад, в 1956 году, в эфирное пространство ворвались позывные барнаульской любительской студии телевидения – так началась история Алтайского телевидения. На нашем сайте мы расскажем и покажем, как создавалось и развивалось наше телевидение, встретимся с первыми участниками и свидетелями того времени, вновь напомним о героях наших передач.

60 лет биографии алтайского телевидения – это важная страница в биографии нашего края, отображающая интересные и значимые события, факты и явления в общественной, экономической и культурной жизни: от полёта в космос и освоения целины до Шукшинских чтений и перестройки политической системы.
В этом проекте собрана информация о развитии телевидения в Алтайском крае в 60-80-х годах,
в первые 30 лет существования.
Осваиваем
ТВ-целину
Диктор алтайского телевидения Вера Борисова
1956 год был отмечен многими важными событиями. В феврале прошёл XX Съезд КПСС, разоблачивший и осудивший культ Сталина, начался период «оттепели».

На Алтае, почувствовав большой урожай зерновых, дважды побывал Н.С. Хрущев. После него осталась «хрущевка», прямая дорога из Барнаула в АНИИЗИС в Научном городке, и «добро» на создание медицинского института.

На полях Алтая получен небывалый урожай, государству сдано 7,5 млн. тонн зерна. За целинные успехи край награжден первым Орденом Ленина.
Алтайское телевидение начиналось как телевидение Барнаульское в 1956 году: как результат общественных умонастроений и научно-технического подъёма в стране.

Местом для телестудии был выбран 1-й этаж жилого дома на Ленинском проспекте, 78. Во дворе дома была построена 37 метровая вышка. Первый Барнаульский телецентр был разработан и воплощен в металле инженерами и рабочими Томского политехнического института, Барнаульского радиозавода и Завода транспортного машиностроения. Передающий комплекс включал в себя 900 радиоламп и потреблял электроэнергии почти столько же, сколько потребляет целая студия сегодня.
Надо сказать, что идея создать своё телевидение возникла у бийских связистов, которых вдохновил пример томичей, они даже успели кое-что сделать. Но когда об этой затее узнали краевые власти, они перенаправили эту инициативу Барнаулу.

Горисполком создал инициатив­ную группу. В нее вошли: председа­тель горисполкома Валентин Василь­евич Трофимов, два зампреда — Анатолий Иванович Мельников и Петр Иванович Лихачев, директор ра­диозавода Борис Владимирович Док­торов, ректор Томского политехниче­ского института, доктор технических наук Алексей Акимович Воробьев, ин­женер-конструктор ТПИ Юрий Ивано­вич Потехин, заместитель главного ин­женера «Трансмаша» Анатолий Ивано­вич Чепурко. главный инженер кино­театра «Октябрь» Николай Сергеевич Ковалев.

В новом доме
1963
10 августа 1963 года был введен в строй новый телецентр с вышкой, комплексом зданий, новым оборудованием. Началось вещание телевизионной программы с нового типового телецентра. Барнаульская студия телевидения получила статус краевой. Была утверждена структура студии, штатное расписание. Созданы профсоюзная, комсомольская и партийная (КПСС) организации.

Известно, что создание телевизионных передач - дело коллективное. Для подготовки программы или передачи, отдельного телесюжета создавалась творческая группа, куда входили журналист (редактор), режиссёр, кинооператор, звукорежиссёр, диктор, вдобавок - осветитель и шофёр. Каждый из них вносил свой вклад в создание продукта в зависимости от профессионализма и таланта. Лучшие работы творческих групп отмечались на "Красной доске".

За период существования алтайского телевидения через его горнило прошли сотни творческих и технических работников, оставивших свой след в становлении местного телевидения.
В 1963 году на студию приходит новый диктор, ставший легендой алтайского телевидения. Сергей Марков - первый мужской голос, который слышали и узнавали тысячи жителей Алтайского края на протяжении многих лет. Большинство жителей края знают и помнят этот знаменитый лучезарный взгляд, открытую улыбку, проникновенный глубокий голос. Имя Сергея Маркова неразрывно связано с историей алтайского телевидения. Даже юбилейные даты у них приходятся на одни и те же годы.
1964
В 1964 году сдана в эксплуатацию передвижная телевизионная станция, что позволило перейти от студийных передач к репортажам с мест событий.

В 60-е годы началось строительство мощных радиорелейных линий и трансляционных станций в городах и селах края. Появилась возможность принимать программы Барнаульской студии в Бийске, Рубцовске и многих селах края.

В конце 60-х годов прошлого века в Алтайском крае началось массовое освоение сельскими жителями механизаторских профессий. Десятки тысяч молодых людей сели за парты механизаторского всеобуча, обучившись, садились за штурвалы тракторов и комбайнов.

7 ноября 1964 года состоялась первая междугородняя телевизионная передача: Барнаул и Новосибирск обменялись сюжетами трансляции демонстрации трудящихся. Линия принята Государственной комиссией, но программы Центрального телевидения Барнаул получит только через три года.

С 1964 года начинает свою историю движение студенческих строительных отрядов в Алтайском крае, которое продолжается и сегодня.

1966
1 января 1966 года Алтайский краевой радиотелевизионный передающий центр становится самостоятельным предприятием. В 1966 году в Барнауле освоено телевизионное кинопроизводство..
1967
В 1967 году через спутник связи «Орбита» программы Центрального телевидения пришли на Алтай.
1968
В 1968 году Барнаульская студия организовала трансляцию второй программы по пятому частотному каналу. Ещё через год создан объединённый радиотелецентр. Его первым директором стал Юрий Дмитриевич Налимов.
Становлением Алтайского телевидения занимались по-настоящему талантливые люди: режиссёры Борис Вахрушев, Иннокентий Королёв, Зинаида Артамонова, операторы Алексей Колотвин, Станислав Солдатов, Николай Комоедов, Владимир Починок, Юрий Локтионов, дикторы Нонна Звягина, Валентина Баскакова, Сергей Марков.
1970
В 70-е годы усиленными темпами идет телефикация населенных пунктов края, совершенствуется техническая база телевидения. Радиорелейные линии позволяют транслировать первую и вторую программы Центрального телевидения.
8 декабря 1970 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за большие успехи, достигнутые трудящимися в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию народного хозяйства, Алтайский край был награждён второй раз высшей правительственной наградой – орденом Ленина

В начале 70-х годов в Алтайском крае развернулось широчайшее движение за премии знатных людей труда. Какими были 70-е годы в Алтайском крае?
1971
1971 год – проект строительства Алтайского коксохимического завода был утвержден XXIV съездом КПСС. В 1976 году Коксохим объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.
1972
В 1972 году организована аппаратная видеозаписи и начались первые выпуски студии телевидения. В этом году была объявлена очередная антиалкогольная кампания.
Л.И. Брежнев приехал лично проверить, как идет уборка в крае (ожидался богатый урожай зерновых), а заодно дал «добро» на открытие госуниверситета.
1974
В 1974 году в связи с вводом спутниковой системы «Экран» и благодаря инициативе связистов край получил цветное телевидение. Правда, смотреть его могли немногие, так как мало у кого были цветные телевизоры, да и студия телевидения не могла ещё готовить цветные передачи.
1975
В 1975 году вводится в строй первая наземная станция по приему передач ЦТ через спутник связи «Экран». Появилась возможность организовать качественное вещание программ ЦТ на всей территории края. Передачи, подготовленные Алтайской телестудией, транслировались в отведенные временные интервалы на первой общесоюзной программе.
1976
С 1976 года в день рождения В.М.Шукшина в Барнауле, Бийске и на родине Василия Макаровича — в селе Сростки на горе Пикет - проводятся Шукшинские чтения.
К цвету и цифре
1978
Cмонтировано оборудование для вещания в цвете, освоено производство цветного кино.
1979
Впервые в Сибири запущена третья телевизионная программа для жителей Барнаула. Была создана специальная редакция для вещания на Барнаул, которую возглавила Н.Прудникова. Но просуществовала эта программа недолго, так как антенное хозяйство не смогло обеспечить устойчивый прием программы, да и средств у города на это мероприятие не хватило.

В 1979 году на телевидении появилось новое лицо - Вера Борисова, выпускница филологического факультета Алтайского государственного университета. Выдержав большой конкурс, она заменила Нонну Звягину.
1987
1987 год считается началом «перестройки». Конец 1980-х годов - расцвет молодёжной редакции. Галина Хлопкова, Павел Черепанов, Елена Сидельникова, Татьяна Горбунова, Ольга Малахова: именно они в 1986 году первыми в Советском Союзе попробовали провести телемост в прямом эфире. Это потом центральное телевидение запустит знаменитые «Взгляд» и «До и после полуночи»..
Телевидение в лицах


Редакторы
Работа над любой передачей начиналась с идеи, возникшей в голове у редактора (журналиста, автора). Идею мог предложить и главный редактор. Потом идея преобразовалась в сценарную заявку или, что редко, в сценарный развернутый план. Именно редактор определял тему, место съёмок, героев и участников передачи, готовил выступающих, проводил интервью, писал тексты. В идеале этот процесс проходил с участием режиссёра, который и осуществлял все замыслы автора. Часто к созданию сценария привлекались нештатные авторы. Заметными творцами телевизионных сценариев и передач были В. Явинский, С. Штыров, В. Голощапова, Т. Павлова, Н. Прудникова, Г. Хлопкова, Ю. Масалов и др.

Посмотреть все фотографии.


Режиссёры
Режиссёр – это прораб или архитектор передачи. Он облекал в конкретную форму замысел автора, руководил процессом подготовки сюжета или передачи, ставил задачи кино- и телеоператорам, звукорежиссёрам, художникам-оформителям, руководил процессом выхода передачи в эфир. На студии работали замечательные режиссёры: З. Гутчин, Б. Вахрушев, В. Клиндухов, Л. Семёнова, Л. Задорожнева, В. Климовская и др.

Посмотреть все фотографии.

Операторы
Без них не могла бы существовать такая форма информации, как тележурналистика. Они - глаза редактора и режиссёра. Именно их работа создает главное качество тележурналистики – достоверность. Именно их профессионализм определяет эстетику телеэкрана, ощущение пространства и времени. Мастерами своего своего дела проявили себя кинооператоры В.Белянин, В.Яковлев, А.Целицкий, А.Швецов, Г.Нечаев.

Посмотреть все фотографии.




Дикторы
Диктор – визитная карточка телевидения, лицо программы. Он завершает и представляет конечный продукт деятельности автора, режиссёра, кинооператора, звукорежиссёра и других участников творческого процесса. И не только в кадре. Он часто подчитывает (озвучивает) киносюжеты, ведёт передачи, берёт интервью. Это было раньше. Теперь институт дикторов упразднён, передачи ведут телеведущие, часто авторы передачи. За период существования телевидения у нас их было немного – М. Скоромных, Н. Звягина, С.Марков, Г. Радченко, В. Борисова. Их профессионализм и создавал авторитет телевизионному вещанию.

Посмотреть все фотографии.

Водители
Странно, но раньше в титрах телевизионной передачи не писали фамилий авторов, режиссёров, операторов, не говоря уже об осветителях, художниках и других участниках процесса. Теперь наоборот: в конце передачи перечислят всех, в том числе и водителей. А их труд имел немаловажное значение в работе творческих групп, их покладистость и безотказность немало способствовали творческой обстановке в командировке. Их ценили и любили, и называли ласково Макарыч, Данилыч, Петрович, Егор Иваныч.

Посмотреть все фотографии.

Фото на память
В паузах между работой и в выходные мы, как и все советские люди, не чужды были отметить праздники, выделить минуту отдыха, расслабиться после трудных «живых» выходов в эфир или субботников, пообщаться с коллегами и героями наших передач где-нибудь на природе.

Посмотреть все фотографии.

Что осталось за кадром
О времени и о ТВ
Воспоминания Геннадия Михайловича Егорова (слева), ветерана журналистики, автора и идейного вдохновителя сайта об алтайском телевидении. Геннадий Егоров прошёл путь от внештатного автора до председателя комитета по телевидению и радиовещанию (с 1961 года).
Живёшь на селе - знай технику

Отток молодежи из села стал одной из важных проблем в крае, и это направление - закрепление ее на селе - стало важным в определении тематики передач краевого телевидения, всех его редакций.
В конце 60-х годов прошлого века в Алтайском крае началось массовое освоение сельскими жителями механизаторских профессий. Десятки тысяч молодых людей сели за парты механизаторского всеобуча, а обучившись, садились за штурвалы тракторов и комбайнов.

Особое внимание было уделено привлечению к этому движению женщин и девушек. Инициатором и покровителем этого направления был первый секретарь Алтайского крайкома КПСС А.В.Георгиев

Именно тогда повсеместно в селах были созданы филиалы училищ механизации, где обучались профессиям трактористов, комбайнеров, мастеров зерносушения и механизации ферм не только молодые ребята и девушки, но и более взрослые рабочие. Обучившись, девушки стали создавать свои специализированные бригады и звенья. Инициатором этого движения выступила Нина Алексенцева из совхоза "Комсомольский", а символом - легендарная трактористка Варвара Максимовна Бахолдина. Это движение развивалось стремительно. Уже вскоре крайком комсомола провел первый краевой слет женщин-механизаторов, который показало краевое телевидение.

Освоение женщинами механизаторских профессий имело для того периода большое социально-экономическое и стратегическое значение.
Это было время, когда естественный отток молодежи из села принял нежелательный размер. Уезжали из села девушки, потому что не хватало рабочих мест. Летом еще было где работать: в поле, огороде, на плантациях свеклы, на току. Зимой - только в животноводстве, но всех туда не определишь. Вот и уезжали девушки за счастьем в город. Для ребят возможностей трудоустроиться было больше. Вернулся из армии - тебе трактор, квартиру (правда, не везде). Пора жениться, а невесты все в городе. Вот и парни туда же... Значит, надо закреплять на селе, прежде всего, девушек, выучить их профессиям механизаторов, создать рабочие места.

И второе. Надо вспомнить, какое время было тогда - холодная война, да и с Китаем отношения непростые. Надо было иметь оборонный резерв. Естественно, не все женщины сядут за штурвал машин, но их умение это делать может пригодиться.








Для ребят возможностей трудоустроиться было больше. Вернулся из армии - тебе трактор, квартиру.
Хлеб - всему голова
Для Алтайского края этот период – начало новой аграрной хроники, ведь ранее наш регион считался горнозаводским.
В 1954-1960 годах в Советском Союзе развернулась широкая кампания по освоению целинных и залежных земель. Она имела общенациональное значение и стала новой эрой в развитии малоосвоенных территорий страны.

Только за первые четыре года на Алтае было распахано около 3 млн. гектаров новых земель, государство инвестировало в эту кампанию более 300 млн. рублей. В свою очередь, за счет реализации зерна, выращенного на целинных землях, Алтайский край направил в госбюджет свыше 520 млн. рублей.

Благодаря самоотверженности, стойкости и поистине геройским усилиям первоцелинников региону удалось достичь высоких результатов и стать одним из лидеров в стране по освоению целинных и залежных земель. На государственном уровне труд и успехи Алтайского края были отмечены высокой наградой: в 1956 году за сдачу 7,5 млн. тонн зерна государству регион был удостоен ордена Ленина.

Наш край, будучи центром целинной политики, стал одним из ярчайших примеров интенсивного развития агропромышленного комплекса и эволюционировал в один из ведущих земледельческих центров Сибири и страны.

Это и определило основные направления и тематику телевизионного вещания. Не случайно одной из первых передач Барнаульской студии телевидения (так она тогда называлась) был альманах "Земля алтайская". Эта рубрика стала основным названием передач сельскохозяйственной редакции. Позже появились и другие рубрики: "Хвала рукам, что пахнут хлебом!", "Земля, поклонись человеку", "Хлеб - сила, гордость и слава Алтая". Может быть, сегодня это звучит выспренно, но это было по сути.

По труду и честь

В эти годы очень популярными были конкурсы профессионального мастерства: состязались пахари, стригали овец, мастера машинного доения коров, токари, каменщики, штукатуры и даже парикмахеры. Эти зрелищные действа никак не могли остаться без внимания тележурналистов.
В начале 70-х годов прошлого века в Алтайском крае развернулось широчайшее движение за премии знатных людей труда.

Началось оно в комсомоле. Крайком ВЛКСМ учредил призы имени знатных механизаторов Алтая – С.Е.Пятницы для лучшего молодого комбайнера, В.М.Бахолдиной для девушки-механизатора, М.И Гусельникова для лучшего тракториста. Благодаря поддержке молодежных редакций радио, телевидения, газеты "Молодежь Алтая" в это соревнование включились десятки тысяч юношей и девушек края.

В первую же осень, после подведения итогов соревнования, состоялся краевой слет молодых механизаторов, на котором в торжественной обстановке Варвара Максимовна Бахолдина вручила приз своего имени Наде Дворядкиной из Павлозаводского совхоза; Александр Терентьев, механизатор Усть-Калманского совхоза, получил приз из рук Семена Ефимовича Пятницы; Владимир Литуев, механизатор совхоза «Кубанка» Калманского района, стал именным призером Михаила Ивановича Гусельникова.

Этот слёт показали по телевидению, где его увидел первый секретарь крайкома партии А.В.Георгиев. Мероприятие ему так понравилось, что он поручил председателю аграрного крайкома профсоюза А.И.Малевской перенять эту форму соревнования и расширить участие в нем других категорий трудящихся.

Она включила в круг соревнующихся трудящихся другие сельские профессии: доярок, мастеров откорма, свиноводов, птицеводов. Этот круг постоянно расширялся. Следом в эту работу включились другие отраслевые профсоюзы – строителей, машиностроителей, дорожников, текстильщиков и др.

Доярки стали соревноваться за премию имени М. Голубевой, самого молодого Героя Социалистического Труда, свекловоды – за премию П.Зубченко, ткачи – за премию Т.Журавлевой, текстильщики – за премию династии Вишняковых, строители – за премию С. Стопорева.

Премию сыроделам назвали именем Г.Бородина, овощеводам – М.Белоусовой, свиноводам – А.Фоминых, птицеводам – О.Гавриленко, овцеводам – А.Лигостаева, звероводам – П.Попова, пчеловодам – А.Афонина, мастерам зерносушения – Н.Турченкова, машиностроителям – А.Сигиды, дорожным строителям – В.Гольцова, лесозаготовителям – Н.Ростовцева, железнодорожникам – В.Докукина. К этому движению присоединились специалисты, ученые, учителя.

Ход этого соревнования широко освещался всеми редакциями телевидения - молодежной, сельскохозяйственной, промышленной и, конечно, редакцией информации.

Награждение лауреатов этих премий происходило в торжественной обстановке.

Большой зал крайкома партии, на сцене в президиуме представители высших структур власти края – секретари и члены бюро крайкома КПСС, крайисполкома, президиума крайсовпрофа. На сцену по очереди выходят празднично одетые победители. Дипломы и премии своего имени им вручают люди, чей труд стал символом беззаветного служения краю, стране, чьи имена являлись славой и гордостью Алтая.

И всё это в прямом эфире с помощью передвижной телевизионной станции показывало краевое телевидение. Тысячи жителей края видели триумф победителей, узнавали новые имена лауреатов этого массового и престижного соревнования.

В эти годы очень популярными были конкурсы профессионального мастерства – состязались пахари, стригали овец, мастера машинного доения коров, токари, каменщики, штукатуры и даже парикмахеры. Эти зрелищные действа никак не могли остаться без внимания тележурналистов.

Не хлебом единым

На студии выступали профессиональные артисты кино и эстрады, участники самодеятельности, ставились спектакли.
С первых выпусков студии телевидения, пожалуй, самыми смотрибельными программами стали передачи с так называемого "культурного фронта".

Специально для этих целей была создана главная редакция художественного вещания, которую около 30 лет возглавлял В.Я. Явинский.

В 1960 году студентами Алтайского сельхозинститута была поставлена и успешно показана на сцене ТЮЗа опера Гулак-Артемовского "Запорожец за Дунаем".

Барнаульская сту­дия телевидения решила показать этот спектакль. Находилась студия в здании на Ленинском проспекте.

Это была первая, да и, наверное, последняя постановка оперы в истории краевого телевидения в живом исполнении. Для телевизионщи­ков, а для нас тем бо­лее, все было впервые.

И, естественно, не обош­лось без накладок. Наши декорации из-за тесноты не входили в пространство крохотного павильона - пришлось кое-что переделывать. Но основная про­блема, как оказалось, была связа­на с гримом. Поскольку моя роль была эпизодической - поручили это дело мне.

Я уже знал, что телевидение любит крупные планы, поэто­му, не жалея грима и пластили­на, красавицу Галю Негородову превратил в этакую тетку - нос картошкой (такой я представлял Одарку). У Николая Жарова мне даже удалось исправить физичес­кий недостаток (у него была про­блема с глазом). Соорудил ему огромный синяк, как того требовала роль - ведь Карась был все время пьяный и побитый.

Но я не учел одного (и мне не подсказали телевизионные ре­жиссеры) - павильонное освеще­ние было таким ярким и жарким, что во время спектакля грим, со­творенный из пластилина, начал плавиться и отпадать. У Нико­лая от жары отклеился ус, точь-в-точь, как у Папанова в "Бриллиантовой руке". У Галины отвалил­ся нос. Так что к концу спектак­ля актеры были уже практически без грима, с грязными подтеками на лице.

Наверное, это придало нашей игре еще большую комичность. Не знаю, заметили ли это телезрители, да и было их тогда мало - ведь телевизоры имели далеко не все. И сами себя мы тоже не пос­мотрели - записи передач тогда не было.
Геннадий Егоров
Синдром микрофона

Трудности первых лет существования телевидения представляла работа с микрофоном и кинокамерой: люди, как чёрт ладана, боялись микрофона, при виде его и камеры у собеседника наступал ступор, он начинал заикаться, забывал слова, делал большие паузы, терялся.

Имея ввиду жесткое ограничение лимита звуковой кинопленки, это явление было настоящим бедствием для журналистов. Приходилось изощряться, применяя различные приемы. Например, съемка "на французскую пленку" - это когда включен только магнитофон, а кинооператор делает вид, что снимает. Этот период назывался разминкой, разговор шёл о второстепенных темах, иногда и анекдоты травили, главное, разговорить, раскрепостить собеседника. Когда разговор подходил к главному, журналист подавал условный знак и оператор включал камеру. Это был распространенный прием и он давал результат. Но иногда это не получалось, некоторые собеседники на это не попадались. Находили и здесь выход.

Например, при съемках репортажа о севе в одном из хозяйств Владимиру Требухову не удалось разговорить передового бригадира. Тогда он написал текст на листе ватмана, и тот, бригадир, стоя у сеялки, читал с листа свое выступление.

Были примеры и другого характера: увидев микрофон, человек вдохновлялся, приободрялся, старался говорить как можно больше.

Большое начальство тоже боялось выступать по телевидению. Выступление первых лиц по телевидению проходило лишь по случаю поздравления с Новым годом. Телесуфлеров тогда и в помине не было. Гости студии, не отрывая глаз от бумажки, читали свои тексты, правда, с выражением. Даже Н.Ф.Аксенов, первый секретарь крайкома партии, обладающий феноменальной памятью и превосходными ораторскими способностями, не мог обойтись без бумажки. "Я ведь наизусть знаю текст, сам писал, но как увижу ваши камеры, забываю", - жаловался он нашим режиссерам. Когда появилась возможность видеозаписи, положение несколько изменилось. Но заманить высокое начальство на другие передачи было невозможно. Первых секретарей райкомов партии, председателей райисполкомов можно было пригласить только по согласованию с крайкомом партии.
Демонстрируем социальный оптимизм


К демонстрациям готовились заранее, участвовали все редакции и подразделения: готовили дикторские тексты, определяли участников интервью, подбирали музыкальное сопровождение, рисовали заставки.
Наличие на вооружении студии передвижной телевизионной станции (ПТС) дало возможность широко показывать массовые мероприятия, проходящие не только в Барнауле, но и, например, в Тальменке (сельские олимпийские игры), в Павловске (предвыборное собрание). В прямом эфире шли трансляции с крупных праздничных мероприятий: праздник урожая из Дворца спорта, чествование победителей и лауреатов премии знатных людей труда из большого зала крайисполкома, выступление самодеятельных коллективов на краевых смотрах из дворцов культуры Барнаула. Производились записи спектаклей и концертов.

Но наиболее эффективно ПТС использовалась для показа первомайских и октябрьских (7 ноября) демонстраций. Прямой показ демонстраций проходил с площади Советов, где были оборудованы трибуны для почетных гостей и руководства края и города.

Накануне на площади устанавливались телекамеры, некоторые на подставках, повыше.

Штаб репортажа находился на третьем этаже гостиницы, откуда прекрасно была видна вся площадь и подходы к ней. Это было важно, т.к. надо было заранее увидеть колонну шествующих, чтобы подготовить соответствующий текст. В чтении текстов, кроме своих дикторов, принимали участие незаменимые Елена Скрипченко, Виктор Решетов, актер драмтеатра. Использовались и прекрасные голоса Б.Вахрушева и В.Явинского.


Торжественным вступлением репортаж с площади начинали дикторы Сергей Марков и кто-нибудь из женщин - Нона Звягинцева, Галя Радченко или Вера Борисова.
На красной доске

Существовало незыблемое правило: 60 на 40, т.е. 60% гонорарного фонда выплачивалось нештатным авторам, и только 40% - своим.
Каждая рабочая неделя начиналась с летучки - это было обязательное, полезное и часто интересное мероприятие. Подводились итоги недели, планировались дальнейшие действия, определялись лучшие передачи. Для этого накануне назначались обозреватели из числа редакторов, режиссеров и других творческих работников. Всю неделю они отсматривали передачи своих коллег, прошедшие в эфире, готовили рецензии. Конечно, это были субъективные оценки, но они определяли не только качество передач товарищей, но и профессиональный уровень самого обозревателя. Поэтому готовились основательно. Оценивались передачи в целом, а также отдельные компоненты - режиссерская, операторская работа, звук и т.д.
С основательными обзорами выступали Б.Вахрушев, Д.Явинская, В.Явинский, В.Белянин, Н.Саночкина, Г.Кирилина, Л.Семёнова, В.Клиндухов - их слушали с большим интересом.

Лучшие работы определялись голосованием, заносились на "Красную доску", что обеспечивало им повышенный гонорар и постановочные. Кстати, о гонорарах.

Существовал на телевидении и худсовет. На его заседаниях обсуждались наиболее значимые передачи и программы, важные сценарии, определялись кандидаты на представление работ на всевозможные конкурсы.

Пьянству - бой
Кампания сопровождалась интенсивной пропагандой трезвости. И, естественно, важную роль в этой кампании отводили телевидению. Эта тема досталась всем, но большая нагрузка легла на редакции пропаганды, писем и молодежную.
За период существования краевого телевидения антиалкогольную кампанию объявляли трижды - в 1958, 1972 и 1985 годах.

Правительством страны предполагалось сократить производство крепких алкогольных напитков, но взамен расширить производство виноградного вина, пива и безалкогольных напитков. Также были повышены цены на спиртное; прекращено производствокрепкой водки, время торговли алкогольными напитками крепостью 30° и выше было ограничено промежутком с 11 до 19 часов; были созданы лечебно-трудовые профилактории (ЛТП), куда людей отправляли принудительно; из фильмов вырезали сцены с употреблением спиртных напитков. Лозунг кампании: «Пьянству — бой!»

Были приняты жёсткие меры против распития спиртного в парках и сквериках, а также в поездах дальнего следования. Пойманные в пьяном виде имели серьёзные неприятности на работе. За употребление спиртного на рабочем месте — увольняли с работы и исключали из партии. Были запрещены банкеты, связанные с защитой диссертаций, стали пропагандироваться безалкогольные свадьбы. Появились так называемые «зоны трезвости», в которых спиртное не продавалось.

В выполнение этой задачи втягивались также в обязательном порядке профсоюзы, вся система образования и здравоохранения, все общественные организации и даже творческие союзы (союзы писателей, композиторов и т. д.).

Кампания сопровождалась интенсивной пропагандой трезвости. И, естественно, важную роль в этой кампании отводили телевидению. Эта тема досталась всем, но большая нагрузка легла на редакции пропаганды, писем и молодежную.

В один из этих периодов мы готовили большую передачу из г. Горняка, снимали киносюжет о бригаде горняков В.Сапожникова, готовой выполнить годовой план к 1 июня. Мы с Людмилой Семеновой придумали такой ход: пока горняки работают в шахте, бурят шурфы, закладывают взрывчатку, их жёны и дети дома наряжают новогоднюю елку - идет параллельный монтаж. Вот зажигается бикфордов шнур, огонек бежит по нему - скоро взрыв. Но в этот момент вместо взрыва происходит хлопок - это открывается бутылка шампанского. Начинается встреча импровизированного Нового года. Так сняли и смонтировали. Но при сдаче передачи шампанское велели убрать, обошлось чаепитием.

В периоды между антиалкогольными кампаниями и мы, как и все советские люди, не чужды были отметить праздники, расслабиться после трудных «живых» выходов в эфир или субботников, пообщаться с коллегами и героями наших передач где-нибудь на природе. Однако, перед камерой и микрофоном появлялись исключительно трезвыми.
Так называемая "перестройка" не обошла телевидение. Наоборот, она проявила себя особенно ярко и активно именно на телевидении и радио. Прямые передачи с участием представителей руководства края и нелицеприятными вопросами журналистов и телезрителей, публичное сострадание и сочувствие голодующим, пикетирующим и бастующим, бесконтрольное выступление ярых сторонников перестройки вызывало недовольство вышестоящих органов, а именно крайкома партии.

Если перестройка инициализировалась сверху, поддержалась снизу, то середина долго и упорно сопротивлялась: ей не нравился "разгул демократии", свобода журналистского выражения. Утихомирить журналистов пытались сменой руководства телевидения.

За этот короткий период сменился целый ряд председателей комитета по телевидению и радиовещанию: убрали В.Воробьёва, отозвали Г.Егорова, прокатили П.Эберле, сбежал В.Берлов, не выдержал В.Петренко, ушла Н.Пастернак.

Можно представить, что творилось в этот период в коллективах радио и телевидения.

Чёрная полоса перестройки
Так называемая "перестройка" не обошла телевидение. Наоборот, она проявила себя особенно ярко и активно именно на телевидении и радио. Прямые передачи с участием представителей руководства края и нелицеприятными вопросами журналистов и телезрителей, публичное сострадание и сочувствие голодующим, пикетирующим и бастующим, бесконтрольное выступление ярых сторонников перестройки вызывало недовольство вышестоящих органов, а именно крайкома партии.

Если перестройка инициализировалась сверху, поддержалась снизу, то середина долго и упорно сопротивлялась: ей не нравился "разгул демократии", свобода журналистского выражения. Утихомирить журналистов пытались сменой руководства телевидения.

За этот короткий период сменился целый ряд председателей комитета по телевидению и радиовещанию: убрали В.Воробьёва, отозвали Г.Егорова, прокатили П.Эберле, сбежал В.Берлов, не выдержал В.Петренко, ушла Н.Пастернак.

Можно представить, что творилось в этот период в коллективах радио и телевидения.

В прямом эфире
Повторять одно и то же дважды, а то и триж­ды участникам передачи не очень нравилось, да и зрители видели эту отрепетированность и не очень верили увиденному на экране. И в эфире все равно случались накладки.
В начале своей телевизионной карьеры я руководил редакцией сельскохозяйственных передач, в состав которой входили редакторы В. Требухов, Г. Подлесных, режиссеры Л. Се­менова, Л. Рощупкин. Это были уже опыт­ные телевизионщики, и на первых порах мне многому пришлось учиться у них. За время работы в редакции я освоил и другие процессы подготовки передач: от монтажа кинопленки до киносьёмок

Начинал я в те времена, когда еще не бы­ло видеозаписи, был лимит пленки. Переда­ча «Земля алтайская» должна была выходить еженедельно, по вторникам, причем, «жи­вьем», в прямом эфире.

Существовал определенный порядок сдачи передачи. Сначала была репетиция, потом проводился так называемый тракт, т. е. сдача передачи начальству - главному редактору, главному режиссеру, заместите­лю председателя. На сдачу ответственных передач приглашался председатель комитета по телевидению и радиовещанию, работни­ки крайкома партии или крайисполкома. В «тракте» должно пройти все, что предусматривалось в передаче. Во время обсуждения вносились поправки, изменения, уточнял­ся хронометраж, и все участники передачи оставались ждать времени выхода в эфир. Эта заорганизованность не всегда оправдывалась. Повторять одно и то же дважды, а то и триж­ды участникам передачи не очень нравилось, да и зрители видели эту отрепетированность и не очень верили увиденному на экране. И в эфире все равно случались накладки.

Однажды я готовил передачу с участи­ем известного в крае председателя колхоза «Путь к коммунизму» М. В. Коропоткина, успешно внедрявшего безнарядную систему организации и оплаты труда. Мы с ним бы­ли знакомы еще по институту и мне удалось хорошо его разговорить на "тракте". Во вре­мя эфира, чтобы как-то оживить передачу, я решил провести диалог не в том порядке, как было отрепетировано. Задаю вопрос, а он мне в ответ:

- Послушай, Геннадий, а мы ведь не так договаривались...

И это в прямом эфире!
Геннадий Егоров
Появились пе­редвижные телевизионные станции (ПТС), что давало возможность вести прямые ре­портажи или записи многих событий, кото­рые состоялись вне павильона, в любой точ­ке города.
Киносъемок было мало, основой передач были выступающие - «гово­рящие головы», «круглые столы», интервью в павильоне. При наличии ограниченного на­бора компонентов трудно было готовить ин­тересные передачи. Но надо было, и часто это удавалось. Гвоздевым компонентом при подготовке передач был звуковой киносюжет или киноочерк. Каждой редакции выделялся лимит кинопленки (в минутах), и эту плен­ку все старались использовать для наиболее интересных передач.

Именно для этих телесюжетов требовались подробные сценарии, именно при их под­готовке наиболее полно использовались воз­можности коллективного творчества. Имен­но такие передачи имели больше шансов попасть на «красную доску».

Однако до появления мобильных видеокамер было еще далеко. Как я завидую нынешним тележурналистам, которые мо­гут, не заботясь о лимите съемок, вести ре­портажи из любых точек, с любых событий, при любых условиях. Электронный монтаж дает возможность довести передачи до тех­нического совершенства, что и удается часто нынешним коллегам.

Появление видеозаписи значительно об­легчило труд тележурналистов: теперь мож­но было заготовить передачу впрок, умень­шилось количество передач, выходящих «живьем», не надо было держать «на взводе» всю бригаду до поздней ночи. Появились пе­редвижные телевизионные станции (ПТС), что давало возможность вести прямые ре­портажи или записи многих событий, кото­рые состоялись вне павильона, в любой точ­ке города.
Нужна ли цензура?

Было в крае такое подразделение, которое больше известно под названиями «лито», «крайлит» - литературный отдел органов государственной безопасности, именно с не­го и начиналась цензура. Потом на его базе было создано управление крайисполкома по охране государственных тайн в печати. Подчеркну, государственных. В этой струк­туре работали всего восемь человек. Но ка­кая нагрузка (часто бесполезная) на их плечи ложилась! Надо было ежедневно до выхода в печать прочитать все краевые и городские (в Бийске, Рубцовске и Горно-Алтайске) газеты, книги книжного издательства, просмотреть тексты радио и телепередач, просмотреть районные и многотиражные газеты (а их больше сотни), «пролитировать» выставоч­ные экспонаты, диссертации, идущие в ти­раж более 10 экземпляров, программы не­которых концертов. Кстати, редакторы рай­онных и городских газет были также частью цензуры: у них были соответствующие до­кументы («Перечень запрещенных к печати сведений»), с ними проводилась учеба.

Надо сказать, что цензура делилась на две составляющие - политическая и охрана госу­дарственных тайн.


Я пришел на место главного цензора края, когда М. С. Горбачев в одном из интервью за­рубежным журналистам сказал: «У нас нет политической цензуры». И действительно, официально у нас ее не было. Я не видел ни одного документа, запрещающего, напри­мер, публикацию стихов или исполнение песен Высоцкого или Галича, других огра­ничений в этом роде. Были устные указания, разговоры на семинарах цензоров, иногда даже в форме намеков. Главным критерием в этом случае была политическая бдительность цензора, а это вещь субъективная. Существо­вал негласный принцип: «Слово - не воробей, не поймаешь - вылетишь». Надо сказать, что политических ограничений или даже замечаний к нашим публикациям в моей прак­тике не было. А вот «вычерков» технического плана бы­ло предостаточно. Что же вычеркивалось?

Часто ограничения были нелепыми. На­пример, нельзя было показывать, что из се­ла Дундиха в 1941 году было призвано на фронт 27 человек (села этого уже не было!). Запрещалось упоминать о том, что на по­ле колхоза такого-то появился колорадский жук. Жуков и правда не было. Но по иро­нии судьбы или другой причине сегодня, когда этот запрет снят, колорадского жука на полях Алтая появилось угрожающее количество.
Геннадий Егоров
Надо сказать, что все ограничения соз­давались не цензурой, а министерствами и ведомствами, утверждались правительством. Больше всего ограничений предлагали во­енные ведомства, медицина и сельское хо­зяйство. Нельзя было, например, показывать виды на урожай, количество тракторов, вы­пущенных АТЗ... Много ограничений было по наркотикам и наркомании. Естественно, нельзя было показывать наличие воинских частей в крае, в городах и районах. Запре­щалось публиковать названия многих пред­приятий, производящих оборонную продук­цию. Не было у нас заводов «Ротор», «Геофи­зика», НПО «Алтай» и так далее.

Запрещалось публиковать то, что сегодня смакуют все СМИ – катастрофы, крушения, аварии, пожары, наводнения, массовые отравления и т.д.

Вместе с тем были и разумные, необходи­мые, на мой взгляд, ограничения, связанные с новыми технологиями, изобретениями, выведением новых сортов растений и пород животных, различными новациями. Закры­вались любые сведения на эту тематику, пока не был получен патент. В этом направлении и работало «лито» в последние дни своего су­ществования.

Существует цензура и сегодня - это Конституция РФ, которая запрещает пропаганду войны, терроризма, насильственного свержения власти, межнациональных конфликтов, наркомании и т.д.

Публикации о ТВ
"Алтайская правда" 1 апреля 1956 год
"Алтайская правда" 15 апреля 1956 год
"Алтайская правда" 20 июня 1956 год
"Алтайская правда" 26 июля 1957 год
"Алтайская правда" 17 ноября 1957 год
"Алтайская правда" 30 сентября 1962 год
"Алтайская правда" 14 февраля 1976 год
"Алтайская правда" 27 ноября 1981 год
"Свободный курс" (Елена Клишина)
С чем можно сравнить начало телевизионного вещания? Наверное, только с появлением Интернета в 90-х годах. В середине 60-х многие барнаульцы хотели приобщиться к телевидению, несмотря на то что вещание длилось всего несколько часов день, а телевизионные приемники в СССР до 1962 года подлежали обязательной регистрации.

Первые передачи
Барнаульского любительского телецентра начались в день открытия XX съезда КПСС - 14 февраля 1956 года. Как раз в этот день Никита Хрущев выступил на закрытом заседании съезда с докладом о культе личности Сталина - в стране начиналась "оттепель". Барнаульцы увидели по телевизору испытательную таблицу настройки, киножурналы "Сибирь на экране" и "Новости дня" и художественный фильм "Кубанские казаки". За первые полтора месяца, как писала "Алтайская правда", "любительская студия показала радиозрителям свыше 30 программ. В воскресные дни для детей передавались фильмы "Кортик", "Чук и Гек" и другие. Недавно из Москвы получены киносъемки концертных программ с участием известных мастеров искусств. Они присланы Центральной студией телевидения". "Живого" диктора наше телевидение показало 20 октября. А 6 ноября состоялось торжественное и официальное открытие барнаульской студии. В конце года на экраны вышел первый сделанный в студии альманах "Земля алтайская". А в начале 1957 года была показана первая киносъемка "Здравствуй, весна!". Съемка велась на пленке, которая предназначалась для рентгенограмм, - ее выпросили в аптекоуправлении. В 1956 году Барнаульская студия телевидения была третьей в Сибири. Население краевого центра насчитывало тогда 255 тысяч человек.
Первый коллектив
По государственному плану развития ТВ в СССР телевидение на Алтае должно было появиться лет на шесть позже. На ситуацию повлияли руководители и сотрудники барнаульских предприятий. Первым выступил коллектив радиозавода. Его поддержали краевое управление связи, энергокомбинат, меланжевый комбинат, тресты "Водосвет" и "Стройгаз", завод "Трансмаш". При горисполкоме была создана инициативная группа по строительству телецентра, и в дальнейшем все работы осуществлялись за счет паевых взносов этих и других барнаульских предприятий. А часть оборудования, в том числе студийные камеры, изготовлена на радиозаводе и "Трансмаше". Первым директором студии был назначен Петр Васильевич Скиба. На должность главного режиссера пригласили Захария Борисовича Гутчина. А первым диктором стала Мария Скоромная. Скоромную отобрали в результате огромного конкурса - на должность диктора ТВ претендовали 180 человек. В ее служебной характеристике были отмечены природное обаяние, женственность, красивый голос, общая культура и эрудиция. Других сотрудников телецентра набирали из числа городских газетчиков, театральных работников, кинолюбителей, участников художественной самодеятельности. Первый год телецентр работал с неукомплектованным штатом: так, вместо трех режиссеров там числился всего один.
Первая техника
Первое оборудование для барнаульского, а также для бийского и рубцовского телецентров было изготовлено учеными Томского политехнического института под руководством Всеволода Мелихова. В конце 70-х годов будет решено создать объединенный радиотелецентр, а телецентры в Бийске и Рубцовске закрыть и установить там ретрансляторы. Нужно было только построить телебашню высотой 180 метров. Передаваемый башней сигнал увеличивал радиус вещания минимум до ста километров. Первая студия барнаульского телевидения находилась в доме по адресу: пр. Ленина, 78. Сейчас там стоматологическая поликлиника. Первая, временная мачта с антеной турникетного типа была всего 30 метров высотой. Ее сигнал можно было принимать на расстоянии 30-40 километров - в основном в Барнауле и пригородах, например, в Чесноковке, в колхозах Калманского, Косихинского, Краюшкинского и других районов.
Первая критика
Замечания в адрес Барнаульского телецентра появились уже спустя два месяца после выхода в эфир первой передачи. Одним из первых критиков стал директор радиозавода Борис Докторов, он же - инициатор создания телецентра. "Барнаульский телецентр демонстрирует пока только художественные фильмы и киножурналы. Конечно, на первых порах показ даже стародавних картин в какой-то мере удовлетворяет радиозрителей. Ведь даже сейчас, когда телецентр не располагает студийными камерами, не имеет постоянных работников, программы телевизионных передач можно значительно расширить, если взяться за это дело инициативно. Скажем, разве нельзя организовать передачи "для самых маленьких", используя диафильмы различных сказок? Разве приборы… не могли быть использованы и для различных передач на технические темы? Разве нельзя привлечь к участию в работе телецентра Новосибирскую студию кинохроники? Все это, конечно, возможно, но для этого должна быть проявлена инициатива... А эта инициатива появится тогда, когда руководители управления культуры перестанут смотреть на телепередачи только как на кино на дому и поймут, что это могучее средство пропаганды всего передового, прогрессивного, могучее средство воспитания трудящихся". Трудящиеся же тем временем были недовольны работой торговых организаций. "Барнаульский и Чесноковский райпотребсоюзы недопустимо запоздали с завозом телевизоров. В Барнаул сейчас завезены для массовой продажи приемники типа "Экран", "Луч", "Темп-2", "КВН-49" и другие. Для увеличения размера экрана некоторые приемники нуждаются в линзах… Торгующим организациям необходимо завезти такие линзы в короткие сроки", - писала "Алтайская правда". "СК" благодарит за предоставленную информацию старшего научного сотрудника отдела истории Алтайского государственного краеведческого музея Маргариту Гусельникову.





1954 год 5 ноября в Москве прошли первые телевизионные эксперименты с последовательной передачей изображения трех цветов на отечественном оборудовании.
1955 год 1 января Центральная студия телевидения перешла на ежедневное вещание без выходных дней. Был проведен первый репортаж с промышленного предприятия - московской фабрики "Красный Октябрь". 14 февраля начались передачи второй программы Центрального телевидения. 1 мая был впервые проведен телевизионный репортаж о военном параде и демонстрации трудящихся на Красной площади Москвы с помощью двух передвижных телестанций (ПТС).
1957 год В июле и августе Всесоюзное радио и Центральное телевидение передавали материалы о VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. Каждый день по радио и телевидению транслировалось свыше 50 фестивальных передач. Телезрители Киева, Смоленска и Минска смотрели передачи из Москвы, ретранслируемые с помощью самолета.
1958 год В марте Совет Министров принял решение о строительстве в районе Останкина нового мощного телецентра с антенной башней высотой 500 метров. (Строительство началось в сентябре 1960 года.)
1959 год В феврале в Москве на Шаболовке начала работу опытная телевизионная студия для передачи цветных изображений. В январе 1960 года начались пробные передачи цветных телевизионных программ.
1960 год Вышли в эфир тележурнал "Здоровье" с Юлией Белянчиковой, первая передача "Телевизионного клуба кинопутешествий" (впоследствии "Клуб путешественников"). С 1973 года ее начал вести Юрий Сенкевич. 19 августа по радио и телевидению передано сообщение ТАСС о запуске второго космического корабля на орбиту спутника Земли. В кабине корабля находились подопытные животные, в их числе собаки Белка и Стрелка. Была организована прямая телевизионная передача из космоса, во время которой проводилось наблюдение за поведением собак на различных этапах полета.
1961 год 12 апреля в 12 часов экстренный выпуск "Телевизионных новостей" открылся показом портрета Юрия Гагарина. Спустя два дня ЦТ показало репортаж о встрече космонавта № 1 на Внуковском аэродроме в Москве. Затем по радио и ТВ началась трансляция митинга трудящихся Москвы на Красной площади, посвященного успешному завершению полета в космос. Космонавт выступил на телевидении 15 и 17 апреля. Майский военный парад и демонстрацию трудящихся Москвы смотрели телезрители 15 стран Европы. 8 ноября вышла в эфир новая молодежная передача ЦТ "КВН" ("Клуб веселых и находчивых").
1962 год В январе решением Совета Министров СССР была отменена регистрация радиоприемников и телевизоров, а также абонементная плата за них. В эфир вышли передачи "Телевизионное кафе" (впоследствии "Голубой огонек"), "Музыкальный киоск" c Элеонорой Беляевой и ежемесячное кинообозрение "Кинопанорама", ведущими которой были Зиновий Гердт, Эльдар Рязанов, Виктор Мережко и другие. Использована информация www.tvmuseum.ru.

Говорит и показывает Барнаул! (публикация за 2006 год из краевого архива)
50 лет назад в Барнауле смотрели первую телепередачу. Тогда в краевом центре насчитывалось не более двух десятков телевизоров. О том, как начиналась на Алтае эра телевидения, рассказывает Почетный гражданин г. Барнаула, заслуженный строитель РСФСР Анатолий Иванович Мельников. В середине 50-х он работал заместителем председателя Барнаульского горисполкома.
Это было в 55 году. Будучи по делам в Москве, я впервые увидел телепередачу и загорелся этим делом. По моему предложению горисполком создал инициативную группу. В нее вошли: председатель горисполкома Валентин Васильевич Трофимов, два зампреда — я и Петр Иванович Лихачев, директор ра- диозавода Борис Владимирович Докторов, ректор Томского политехнического института, доктор технических наук Алексей Акимович Воробьев, инженер-конструктор ТПИ Юрий Иванович Потехин, заместитель главного инженера «Трансмаша» Анатолий Иванович Чепурко. главный инженер кинотеатра «Октябрь» Николай Сергеевич Ковалев. Томичей мы позвали не случайно: они первыми в Сибири создали телестудию. Мы были вторыми.

Первым делом надо было решить вопрос со студийным оборудованием и помещением. Горисполком выделил первый этаж нового здания на Ленинском проспекте, — сейчас там стоматологическая поликлиника №1. Второй вопрос — телевышка. Поскольку прием телепередач происходит только в пределах прямой видимости, антенна должна быть достаточно высокой. Решили установить 180-метровую телевышку —этого хватило бы на 100-километровую зону уверенного приема. Нашли место неподалеку от студии, заложили фундамент. Но тут возникли сложности с авиацией: оказалось, что над этим местом запланирована полоса привода будущего аэропорта. Такое было время: Барнаульский аэропорт начали строить через 10 лет, а планы и расчеты уже существовали!
Поехал в Москву. Там меня принял Логинов — тогдашний министр гражданской авиации. Выслушал внимательно, вызвал начальника управления капитального строительства и главного штурмана ГВФ. Посмотрели карты и сказали: 180-метровую вышку в городе строить нельзя. Можно только в нагорной части. Но там был только частный сектор, — даже трамвай еще не ходил. Решили ставить временную мачту, 40-метровую, — потом она оказалась во дворе краевого УВД. Монтировал молодой инженер Петр Починок из «Сибстальконструкции». Помню, только подняли мачту, еще не закрепили даже, а он уже на самую верхотуру забрался!

Вся эта работа финансировалась за счет городского бюджета и средств промышленных предприятий. Создали дирекцию. Петра Васильевича Скибу сделали директором, Захария Борисовича Гутчина — главным режиссером. Первыми штатными сотрудниками были инженер Семечкин и техник Сплавский. Шофером взяли Леню, — фамилию уже не помню. Первым диктором была Мария Скоромная. Потом пришли Вахрушев и Немцов. С помощью томских специалистов смонтировали передающую станцию.

Работали, как говорится, всем миром. Но особо хотел бы отметить директора радиозавода Докторова, главного инженера краевого управления связи Банаса, управляющего «Барнаулэнерго» Солнцева, главного энергетика БМК Новодережкина, директора «Водосвета» Гусеву, главного инженера стройуправления «Стройгаза» Степанова и главного инженера стройуправления «Барнаулстроя» Михлина, начальника цеха «Трансмаша» Гайворонского и начальника измерительной лаборатории радиозавода Кравченко.

Пришло время получать разрешение на вещание и заказывать телевизоры. Поехал в Москву. И тут выяснилось, что третий канал, на котором мы собрались работать, зарезервирован для будущего Кемеровского телецентра.

В начале 56-го я снова был в Москве. Первый секретарь крайкома партии Константин Георгиевич Пысин, второй секретарь Борис Агафонович Баринов и председатель крайисполкома Сергей Васильевич Шевченко собирались на прием к председателю российского Совмина Михаилу Алексеевичу Яснову. Перед этим я вкратце рассказал им о нашей проблеме. Они прошли к Яснову, а я остался в приемной. Через некоторое время меня тоже пригласили. .Яснов с порога спрашивает: «Ты чего приехал?» Я коротко доложил о том, что сделано и что не получается. Он вызвал помощника: «Позвони нашим министрам связи, торговли и культуры, а также Псурцеву (министр связи СССР) и от моего имени попроси, чтобы приняли Мельникова. И каждый вечер докладывай мне, как идут дела».

Прихожу наутро к российскому министру связи Черенкову. Тот пригласил еще четырех специалистов. Мы долго спорили. Нас попрекали в том, что мы «хулиганим». «Мы у вас ни копейки не просили, — отвечаю. — Сами все сделали, хотя это ваша работа!» В конце концов вопрос решился: выделили канал, утвердили смету на строительство 180-метровой стацио- нарной телевышки в нагорной части Барнаула, вписали отдельной строкой в союзный план телефикации. И все это благодаря Яснову...

Под это дело республиканское министерство торговли пообещало направить в Барнаул первую сотню телевизоров КВН-49, «Темп-2», «Экран» и «Луч». При продаже «радиозрителям» (так именовали телезрителей) аппараты регистрировались, за них взимали абонентную плату. Когда решили вопрос с телевизорами, поехал на Шаболовку и выпросил хорошие записи—концерты Руслановой, Козловского, Лемешева, Бернеса и других исполнителей.

Первая пробная телепередача прошла 14 февраля 1956 года — в день открытия XX съезда. Телевизоров в продаже еще не было, и передачу посмотрели только несколько семей. Первую партию телеприемников завезли в апреле. Экранчики были маленькие, и для увеличения изображения перед ними устанавливались пустотелые стеклянные линзы, заполненные дистиллированной водой.

В апреле было смонтировано оборудование, соответствующее государственному стандарту. По радио и в печати населению разъясняли: изображение на телеэкране состоит из множества точек, расположенных по горизонтали и вертикали. С гордостью подчеркивалось, что в Америке картинка разворачивается на 525 строк, я у нас — на 625.

По вечерам во вторник, четверг, субботу и воскресенье в квартирах счастливых обладателей телевизоров было не протолкнуться. За первые полтора месяца студия показала свыше 30 программ — художественные, научно-популярные и документальные фильмы, киножурналы, концерты. В воскресные дни обязательно транслировались фильмы для детей. Первыми детскими фильмами стали «Кортик» и «Чук и Гек». В планах телевизионщиков были внестудийные передачи из крайдрамтеатра, трансляции футбольных, хоккейных матчей, концертов художественной самодеятельности. Так все начиналось...
«Вечерний Барнаул» (Лилия Болатаева)
Говорит и показывает
14 февраля исполняется 60 лет со дня первой телепередачи в Барнауле.
Мы - транспортники
Для обывателя телевидение едино во всех своих ипостасях: и творческой, и технической. Профессионалы же исповедуют четкое разделение.
Рассказывая о юбилее Алтайского краевого радиотелевизионного передающего центра, Владимир Кобозев, начальник отдела информационного обеспечения, приводит замечательное сравнение. - Мы – транспортники- объясняет он. - Телекомпании создают контент, отдают нам, мы его принимаем и несем до телезрителя. По сути, мы -транспорт связи.
В 2016-м сотрудники АКРТПЦ отмечают не одну, а сразу три памятные даты: 60 лет начала телевещания в Барнауле, 50 лет образования краевого телецентра и 15 лет учреждения головного федерального предприятия - Российской телевизионной и радиовещательной сети. Это замечательный повод вспомнить, как все начиналось.
ТВ_Баня
История телевещания в краевой столице неразрывно связана с именем Анатолия Мельникова. В далеком 1954 году 26-летний заместитель председателя Барнаульского горисполкома побывал в командировке в Москве. Ожидая аудиенции в приемной председателя Совета министров РСФСР, он впервые посмотрел телевизор и загорелся идеей привезти телевидение в Барнаул.

Вернувшись из командировки, Анатолий Иванович организовал инициативную группу во главе с председателем горисполкома Валентином Трофимовым. В нее входили также директор радиозавода Борис Докторов, ректор Томского политехнического института Алексей Воробьёв и несколько его сотрудников. Томичи в инициативной группе оказались не случайно: их телецентр был четвертый в СССР и первый в Сибири! Барнаульцы благодаря напору и энтузиазму стали вторыми.

Экраны считаных по пальцам телевизоров города «ожили» 13 февраля 1956 года. Передача была пробная. Телезрители увидели испытательную таблицу настройки, затем киножурнал «Сибирь на экране» и новости дня. На следующий день в честь открытия XX съезда КПСС горожанам уже официально продемонстрировали фильм «Кубанские казаки». Технические возможности позволяли вещать только на город и прилегающую Чесноковку (ныне г. Новоалтайск), имеющаяся мачта покрывала территорию всего в радиусе 20-40 километров.
- Изначально телецентр находился не на Горе, а в районе площади Октября, -рассказывает ветеран организации Геннадий Васильевич Сальников, в 1961 году заступивший на должность старшего инженера передатчика.
- Аппаратно-студийный блок размещался в недавно построенном доме на пр. Ленина, 78. Передающая антенна стояла на 30-метровой опоре ЛЭП позади Алтайского совнархоза (сейчас в этом здании находится ГУВД). За совнархозом шли служебные гаражи. Один из боксов представлял собой аппаратную передатчика. Там мы и работали.
По словам Геннадия Васильевича, первое оборудование было далеко от совершенства. Иконоскопы камер студии были настолько малочувствительные, что лица дикторов и гостей студии приходилось прицельно высвечивать прожекторами. Жара под софитами стояла страшная, поэтому пионеры телеэфира Сергей Марков и Мария Скоромная выходили со съемки, как из бани, и сразу бежали умываться.
Студийных передач в 1960-е годы шло мало. Основную часть вещания занимали художественные и документальные фильмы, журналы, передачи, присланные из Москвы, Ленинграда, Новосибирска. Контролеры, которые следили за качеством выдаваемого в эфир материала, не раз ужасались, в каком состоянии приходили «модные» пленки:
-Да их же нельзя показывать! Ничего уже не видно, все затерто!
Зато вещание в отличие от первых лет работы барнаульской телестудии было уже ежедневное, кроме понедельника. Программы передавали по несколько часов утром и вечером, а днем, с 10.00 до 16.00, голубые экраны показывали тест-таблицу с музыкальным сопровождением. Для этих целей в аппаратной передатчика стояли два магнитофона. Бобины на них были порядка 35 сантиметров в ширину! Музыку к тест-таблице своей подписью обязательно утверждал директор студии.
- Однажды я достал в Новосибирске записи очень модной по тем временам югославской певицы. И мы пустили их в эфир к таблице без утверждения, - рассказывает Геннадий Васильевич - Ничего крамольного в них не было, но мне все равно устроили головомойку от начальства. Зато все знакомые, у кого были телевизоры, просто пищали от восторга! Голубой экран и горожане - Помню, передачи шли всего по два-три часа в день, - рассказывает барнаулец Александр Сергеевич Антошкин. - На экранчиках размером 9 на 12 сантиметров люди смотрели новости, кино. Иногда по телевизору показывали концерты. Мне почему-то особенно запомнилась заключительная музыка, когда вещание заканчивалось. Это было очень красивое попурри из вальсов. Из подшивок «Алтайской правды» видно, что ажиотаж вокруг телевещания на заре его истории был довольно велик. - Трудящиеся высказывают много претензий к торговым организациям. И они правы. Барнаульский и Чесноковский торги и крайпотребсоюз недопустимо запоздали с завозом телевизоров, - выступал с критикой на страницах краевой газеты Валентин Трофимов.
- Для увеличения размера изображения на экране некоторые приемники нуждаются в линзах. Торгующим организациям надлежит завезти такие линзы в короткие сроки. Но, несмотря на решительные приказы руководства, приемники еще долгие годы были в большом дефиците. Горожане добывали их мыслимыми и немыслимыми способами, привозили из Новосибирска и других городов.

Когда поют утюги
Впрочем, несмотря на трудности, с начала своей истории краевое телевещание развивалось семимильными шагами. - Нам почему повезло? Потому что здесь находились целинные земли, - рассуждает Геннадий Сальников. -Была партийная установка -закреплять новоселов из европейской части страны. Ведь на целину приезжала в основном молодежь, которой качественный отдых необходим. Поэтому было постановление руководства усиленно развивать все культурные направления: кино, газеты, Дома культуры, радиовещание и в первую очередь - телевидение. Как результат уже к 1962 году на Горе ввели в строй новый телецентр со 180-метровой мачтой. Она увеличила зону вещания сразу до 100 километров.

По краю раскинулись километры радиорелейных линий. Телевидение постепенно пришло не только в крупные райцентры, но и в небольшие деревеньки. Не обходилось и без курьезов.

- В Мамонтово Министерство гражданской авиации не утвердило нам изначальный проект 120-метровой телемачты, -рассказывает Геннадий Васильевич. - Она якобы будет мешать полетам Ан-2. Согласовали 50- метровую. Мы ее установили, навесили пятикиловаттный телепередатчик плюс радиопередатчик мощностью четыре киловатта. Неподалеку располагалось двухэтажное общежитие. Так в нем утюги в прямом смысле запели! Напряжение было такое, что даже не подключенные к сети, они издавали скрип, отдаленно похожий на мелодии, которые мы передавали. По этой же причине в Барнауле 180-метровую мачту поставили не на площади Октября, а на Змеиногорском тракте - в самой высокой точке города, среди одноэтажной застройки, чтобы соблюсти безопасность.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО?
-Алтайский край вошел в число первых 12 регионов страны, где началось внедрение цифрового телевидения. С 2011 года в любой деревне вещает десять каналов в цифровом формате. С 2014-го идет работа над запуском еще десяти каналов;
- АКРТПЦ развивает радиосеть. В Барнауле через два-три месяца состоится запуск радиостанции «Радио России» на частоте 103,4 МГц, «Звезда FM» - на частоте 107,9 МГц и популярнейшего по рейтингам «Радио Дача» - на частоте 107,4.
Дополнительные источники
Диктор алтайского телевидения Вера Борисова
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website