Экспедиция по Азии
Хребет Гиндукуш на границе Афганистана и Пакистана,
Тибет, Гималаи, Китай, Монголия
Горные вершины. Похожие на Алтай, но такие далёкие. На границе Пакистана и Афганистана начнется второй том романа-эпопеи «Чураевы». Его главным героем станет старший брат Василий. В составе Азиатской экспедиции он пройдёт длинный путь возвращения домой: из Индии, через хребет Гиндукуш, Тибет, Китай, Монголию.
Василий Чураев, пережив разрыв с отцом и его суровое проклятие, отправился в Азию на поиски себя. Оказавшись в среде ученых и сравнивая себя с ними во время длительной экспедиции на Восток, Чураев понимает, что взялся не за своё дело. В какой-то момент он ощущает себя юродивым, чужим, нелепым человеком, которого презирают, над которым смеются. Он хотел посмотреть другой мир, но то и дело Тибет и Гималаи будут напоминать ему о родном Алтае. Караван пройдет сразу через несколько азиатских стран. Путь героя начнется в Индии, а действие романа на границе Пакистана и Афганистана. Герои побывают на снежных вершинах Тибета и Гималаев, будут преодолевать высокогорные перевалы.
Афганистан и Пакистан сегодня на фото Георгия Беденко
Left
Right
А вскоре снежные пейзажи сменятся жаркой, огромной, непреодолимой и изнуряющей пустыней Гоби. Караван пройдет сначала по территории Китая, затем через Западную Монголию.
Бескрайняя Монголия на фото Елизаветы Мансковой
Left
Right
В описании этой экспедиции сложно не увидеть сходства с Центрально-Азиатской экспедицией Николая Рериха и его семьи. Из дневника Гребенщикова мы узнаем: сын Рериха, как и герой романа, будет отвечать за безопасность каравана, который также пройдет по Индии, побывает в Гималаях, и через Китай и Монголию придёт в Сибирь.
Как и Василий Чураев, Николай Рерих рассуждает в горах и пустынях о религии востока – во всяком случае, об этом художник написал в своих дневниках. В Азии он искал места подвигов Будды на Ганге, рождения и смерти Учителя в Непале, легендарную гору Меру по Махабхарате и мифическую Шамбалу. В этих местах он будет черпать вдохновение для своих шедевров.
Тибет и Гималаи на картинах Николая Рериха
Герой Гребенщикова тоже размышляет о разнице двух религий: гармоничном и миролюбивом Буддизме и жестоком и карающем христианстве. Как и Рерих, он обретёт здесь себя, поймет, чем хочет заниматься, и ощутит здесь острое желание вернуться домой.


Георгий Гребенщиков и Николай Рерих познакомились в 1923 году в Париже. Художник предложил писателю принять участие в его программе «Мир через Культуру» , посвящённую в основном Алтаю и Сибири. Гребенщиков заинтересовал Рериха прежде всего как человек талантливый, деятельный и знающий Алтай. Рерих предложил писателю создать в Нью-Йорке при его музее издательство и стать его директором. В это время художник уже готовился к Центрально-Азиатской экспедиции и наверняка рассказал Гребенщикову о планах создания на Алтае института «Урусвати». К сожалению, этому проекту не суждено было осуществиться.

Отношения их складывались не всегда просто, но в своих духовных исканиях они были близки. Рерих в письме к Гребенщикову пишет: «Шли мы и в искусстве, и в жизни одним путём. Не раз отмечалось, что в искусстве от моего первого "Гонца" и до вестников самого последнего времени задание было едино.

О той же правде, о том же несении добра народу мы можем мыслить и прилагать все наши неусыпные усилия на той же пашне...» Гребенщиков даёт согласие на переезд в США и организацию издательства при Музее Н. К. Рериха. 28 апреля 1924 г. Татьяна Денисовна и Георгий Дмитриевич Гребенщиковы прибыли в Америку. Начинается новый этап их жизни. Они открывают книгоиздательство «Алатас»,которое выпускает десятки книг, прежде всего Николая Рериха.
Мы не знаем, писал ли Гребенщиков свой роман со слов Рериха или по его дневникам. Известно лишь то, что второй том "Чураевых" к 1923 году уже был написан, а в 1925 году Гребенщиков вносил в него правки. Чего они касались, для исследователей пока остается загадкой.
Но не исключена и другая версия: Рерих и Гребенщиков были близки по духу и мыслям, говорили на одном языке. Вот и Азия для них стала одним: пространством, которое испытывает человека, и в то же время даёт ему шанс обрести внутреннюю гармонию.

Так, разобравшись в себе, и Василий Чураев решает вернуться на родину, в свою стихию, погрузиться в крестьянские заботы и в этом найти своё призвание.
Наталья Халина
доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка как иностранного и восточного языкознания ФМКФиП АлтГУ
Made on
Tilda