Степной город
Усть-Каменогорск
Сплавляясь по реке, герои Гребенщикова причалят к берегам Степного города. Он устремился к небесам золотыми куполами своих церквей. По описанию его прототипом мог быть Усть-Каменогорск.
1907 год. В городе появляется энергичный, предприимчивый молодой человек лет 23-25. Он устроился работать рядовым служащим на золотой прииск «Удалый». Рудник был открыт горнопромышленником Часовниковым на левом берегу Иртыша близ Семитавских гор и, по словам Гребенщикова, «создал в алтайской золотопромышленности новую "рудную эру"».
Юношей был Георгий Дмитриевич Гребенщиков. Его литературная карьера тогда только начиналась. Однако он уже стал известен в Усть-Каменогорском уезде своими первыми публикациями в «Семипалатинском Листке» и «Семипалатинской жизни»: рассказами, стихами, пьесами и очерками на бытовые темы. К этому времени Гребенщиков издал небольшой сборник рассказов «Отголоски сибирских окраин». О своем приезде в Усть-Каменогорск Гребенщиков рассказал в очерках «В Усть-Каменогорске», «На Аир-Тау», «Алтайская Калифорния», опубликованных под псевдонимом Алтаич в газете «Сибирская Жизнь» в 1910 и 1911 годах.
Скоро карьера молодого управляющего золотым прииском «Удалый» пошла в гору. В книге «Моя Сибирь», написанной в эмиграции и не увидевшей свет при жизни автора, Георгий Дмитриевич пишет о том, как «бывший нищий мальчик стал богатым и цветущим юношей». И в горах Алтая он появляется как управляющий золотыми приисками одной из крупных компаний. Гребенщиков живёт в одном из лучших городских домов, обзаводится двумя тройками лошадей для разъездов по приискам и чистокровным вороным рысаком для путешествий по городу. В своих дневниковых записях он напишет: «...откуда-то появилось привычное небрежное умение считать рубли на тысячи. В то время, и в особенности в 1907 году, с прогремевшей славой рудника "Удалого" на Южном Алтае, …была особенная золотая лихорадка». В дальнейшем Георгий Дмитриевич будет приезжать в город каждый год на протяжении пяти лет.

В этот период Гребенщиков, судя по его дневниковым записям, постоянно находился в состоянии внутренней борьбы.
После поездки в Петербург Гребенщиков становится известен столичному читателю. В «Биржевых ведомостях» он публикует очерки о Сибири, проводит пьесу «Сын народа» через цензуру и в конце 1907 года возвращается в Усть-Каменогорск. Вероятно Георгий Дмитриевич намеревался остаться в Усть-Каменогорске надолго. Как человек деловой в 1908 году в двадцати километрах от Усть-Каменогорска он взял в аренду у Войскового Хозяйственного Правления на 5 лет 1433 десятины земли «по Кулаковскому ключу», чтобы создать сельхозартель.

Усть-Каменогорские исследователи пишут об уникальном документе, сохранившемся в государственном архиве – «Проекте Устава алтайской сельскохозяйственной рабочей артели», разработанном и написанным рукой Гребенщикова.

Главной задачей артели было «культурное сельское хозяйство по всем доступным отраслям, а именно: посев хлебов и корнеплодов, лесоводство, охотоводство, маслоделие, пчеловодство» и т.д.. И, хотя по замыслу Гребенщикова артель должна быть «чисто промышленным предприятием», всё же она могла стать частью культурного проекта, имеющего целью духовное развитие человека, его нравственный рост и самосовершенствование. Поэтому в «Проекте Устава» планировалось создать библиотеку, больницу, школу, то есть артель должна была заботиться о том, «чтобы дни отдыха были заполнены полезными развлечениями, дабы привить симпатию к новой непривычной обстановке. Обеспечение артели хорошей библиотекой, журналами и газетами, музыкальными инструментами, возможностью охотиться, рыбачить и т.п. даст возможность членам с действительным удовольствием проводить праздничный отдых». Однако проекту не дано было осуществиться.

В апреле 1908 года на сцене Усть-Каменогорского Народного дома состоялась премьера пьесы Гребенщикова «Сын народа». «Она имела неожиданный мною успех, – сообщает он драматургу Е.П. Карпову в Петербург, – здесь, несмотря на захолустье, нашлись довольно сведущие люди, которые лестно для меня разобрали пьесу в печати…» Премьера пьесы состоялась в Народном Доме.
Гребенщиков приезжал в Усть-Каменогорск и с другом – поэтом Иваном Тачаловым. Из письма к краеведу А. Белослюдову из Омска следует, что Гребенщиков вместе с Тачаловым надеялись в Усть-Каменогорске издавать литературно-художественную газету «Алтайский Листок».
Степной город герои романа увидят, сплавляясь по реке после впадения Бухтармы в Иртыш, на пятый день пути. Под вечер на ярком румянце заката на западе появился город, вонзивший в небо острые верхушки минаретов и церквей.
Усть-Каменогорск на фотографиях XIX века
Викул окажется на перепутье. Именно здесь перед ним будет стоять вопрос, который решит его судьбу и судьбу всей Чураевки как символа алтайского старообрядчества.

Отправиться в Москву? Искать ли невесту? Ответ возникнет в диалоге с местным купцом Павлом Минаевым – широким и богатым сибиряком, который имел золотые прииски, конный завод, торговлю чаем в степном крае и затевал пароходную компанию.

Здесь он теряет связь с родным краем. Он чувствует себя маленьким и одиноким, поглощенным этим пространством. Викул оказывается на распутье. А может остановиться? Может вернуться? Он начинает задумываться о том, что едет без родительского благословения, что не будет проку, не будет добра.

Но Викул продаст хлеб и кожи, оставит Минаеву на комиссию мёд и вощину. Скажет: «Была не была!». Выпьет чай, которого никогда не пил и не любил. И отправится в долгий путь до Москвы.
Made on
Tilda