Барнаул и для Гребенщикова, и для его героя станет местом, где открываются возможности построить карьеру. Город горных инженеров подарит писателю хорошую работу, а в романе станет воплощением черноты промышленного будущего. Ещё век назад писатель заметил, что Барнаул отличается беспамятством, бросая в руинах памятники своего прошлого. Ирония в том, что и век спустя, здание, где собиралась паровая машина Ползунова, стоит разрушенным.
С 1912 года Георгий Гребенщиков по рекомендации Григория Потанина становится редактором барнаульской газеты «Жизнь Алтая». В письме учителю он напишет о том, как поднимает газету. В дело он бросается с головой. За полгода работы Гребенщиков опубликовал на газетных страницах более полусотни материалов.
В первом очерке цикла «Письма к друзьям» Гребенщиков признается: слишком азартен и жаден к работе, хочет успеть сделать как можно больше. Он сжигал себя на работе. Не случайно, в течение 1912-1913 годов писатель дважды брал отпуск: сначала для поездки в Петербург для издания двух сборников повестей и рассказов «В просторах Сибири» и «Алтайского альманаха», а затем для поездки с женой и сыном на юг Алтая.
Рабочее место Георгия Гребенщикова
Кабинет писателя воссоздали в Государственном музее истории, литературы, искусства и культуры Алтая
Барнаул на фото XIX века
Работая в газете «Жизнь Алтая», он показал себя хорошим организатором и талантливым журналистом. Он рос и как писатель: в 1913-1914 гг. создает несколько значительных произведений, среди которых повесть «Ханство Батырбека». В 1915 г. в «Жизни Алтая» Гребенщиков опубликовал большой цикл очерков «По горам Алтая». Это был эскиз к третьему тому романа-эпопеи «Чураевы». Так в очерке «В родном углу» появится Андрей Савватьич — будущий Колобов, энергичный, деятельный враг разгильдяев и неумёх.
Сергей Мансков
Кандидат филологических наук, декан факультета массовых коммуникаций, филологии и политологии АлтГУ
В начале очерка «К подножию гор» Гребенщиков опишет поход в Барнаульский музей с полуразрушенной моделью паровой машины Ползунова. Сереброплавильный завод мы увидим и в третьем томе «Чураевых».
Он – воплощение врага, с которым Василий сталкивается наконец лицом к лицу. Старый, израненый завод-великан – образ того самого технического прогресса, всепоглащающей, штампующей клоны промышленности. От неё и ушли в горы его деды. Это труд, который создавал, лишь мучая и убивая, напишет Гребенщиков на страницах своего романа.
Пока в одних цехах слышен визг пил и давящий гул брёвен и мельничных жернов, в других, словно в братскую могилу, свалены памятники истории – модели шахт, машин и зданий, деловые книги и чертежи, образцы руд, камней и минералов 1820-х гг.. Теперь они никому не нужны. В мире прогресса не чтут корни, не помнят традиции, здесь не нужно сохранять историю. Даже в музее немые свидетели прошлых лет покрыты полувековой пылью.
А не призыв ли это остановиться? Ведь Василий приезжает в Барнаул с той же целью – поставить ещё один завод.
Вновь опираясь на историю, которую безупречно знал, Георгий Гребенщиков создаёт образ Барнаула. Это город труда, царство промышленности, очаг прогресса, бездушный железный механизм, который захватывает всё первозданное, природное, заставляет отказаться от традиций, отречься от своих корней.
Сюжеты ГТРК «Алтай» о судьбе сереброплавильного завода